В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе создана служба примирения. Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится: — разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; — дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; — снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Цели ШСМ :
- Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов;
- Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов медиации;
- Создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты и правонарушения, снижение количества административных обращений;
- Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.
Задачи ШСМ :
- Проведение медиаций, школьных и семейных конференций, восстановительных программ для участников конфликтов;
- Обучение обучающихся альтернативным методам урегулирования конфликтов и способам разделения ответственности;
- Информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях медиации.
Процедура медиации :
- позволяет урегулировать конфликт конфиденциально
- обеспечивает выполнение договоренностей
- позволяет самостоятельно принимать решения
- позволяет прояснить интересы сторон
- ориентирована на нахождение благоприятного решения для всех участников конфликта
- является неофициальной процедурой
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Куратор школьной службы медиации Волкова Елена Александровна , заместитель директора по учебно- воспитательной работе, тел. 8 927 296 22 26
Документы образовательной организации:
Положение о школьной службе медиации (примирения) ГБОУ СОШ №22 г.Сызрани
План работы школьной службы медиации (примирения) ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрани на 2024-2025 учебный год
Группа проекта «ОБИДКА — культура примирения»
Это пространство где можно анонимно поделиться своим опытом участия в травле, опытом выхода из травли.
Такой опыт может помочь другим.
Так же в нашей группе Вы найдете полезные материалы по профилактике буллинга (травли).
Методический сборник Просветительского проекта «ОБИДКА – культура примирения»
Актуальная профессия будущего или как стать медиатором
Лайфхаки для успешной медиации
Ассоциация детских служб примирения с 6 февраля 2021 года открыла родительскую кафедру по восстановительной медиации. Данная группа является официальной страницей для транслирования идей примирения и медиации среди родителей обучающихся российских школ. https://vk.com/roditelprimirenieru
Методические разработки :
Брошюра «Как разрешить конфликт»
Управление межличностными конфликтами